пятница, 19 сентября 2014 г.

ВелоГрузия 2014, 25/07. Нокалокеви - Мартвили

Нокалокеви - Мартвили - 25/07

Начало

Сегодня мы не торопимся. Во-первых, половина группы вечера осталась ночевать в Чхортску. А значит, у нас есть фора в 30км. Во-вторых, до Кутаиси, куда нам надо попасть только завтра, осталось около 100км, всё по асфальту и без особых подъёмов. Так что на сегодня мы запланировали себе осмотр развалин замка, который находится сразу за речкой возле деревни, купание (по слухам, там это возможно) в горячих источниках где-то в паре километров от деревни и, если найдём, то посещение какого-то очень красивого ущелья в районе Мартвили.

Там действительно очень красиво

На завтрак нас кормили, как на убой, не хуже, чем на ужин. Каждый получил по тарелке гречневой каши, яичницу из трёх яиц. Ну и до кучи хлеб и сыр без счёта. Мы неспешно поели и пошли осматривать замок.

Мы спали на втором этаже

На улице шёл мелкий дождик. На пляже, где вчера было полно людей, сейчас ни души.

От замка, в основном, остались только развалины стен. Но видно, что когда-то это была здоровенная крепость.

Возле остатков громадных ворот встретили группу археологов. Пара девочек чего-то там в яме измеряли, а тётенька сверху стояла и наблюдала. Она нам и рассказала, что в последние годы здесь проводится учебный лагерь для студентов-археологов. Совместный британско-грузинский. Они тут что-то копают, тренируются. А сам замок стоит здесь с 4-го века. В прошлом это была столица древней Эгрисии. С 4 по 6 век правители укрепляли в замке стену, поэтому она такая слоистая.

С замком связанна легенданаучное предположение, что, возможно, это - город Айа, столица Колхиды, куда плавали аргонавты за золотым руном. Какие-то археологические исследования начали проводить здесь только в конце 18 века. В то время по всей территории замка стояли дома, пасся скот и даже было кладбище. Кладбище тогда перенесли, почти всех людей переселили в соседние деревни. Оставили только одну семью, чтоб они следили за замком. Потому что денег на серьёзные исследования или охрану не было. Вот только в последние 15 лет тут начали делать серьёзные исследования. По плану, через пару лет оставшуюся семью переселят, лагерь студентов тоже закроют и сделают тут археологический памятник с музеем и т.д. Пока мы внимали лекции о древней Грузии, дождик незаметно прекратился и вышло солнце. Это знак, что пора идти назад в деревню и ехать дальше.

Мы вернулись к месту нашей ночёвки, собрались и поехали искать горячие источники. Долго их искать не пришлось. Всего пару километров по плотной грунтовке, и мы на месте.

Посредине зелёного луга стоит ограда. А за оградой из двух мест бьёт вода, разливается в довольно большую лужу, и над всем этим стоит туманная дымка. Земля под водой, да и рядом с лужей окрашена в не очень естественные цвета.

В самих источниках искупаться не получилось. Вода оказалась очень горячей. Даже палец на секунду не засунешь. Из под земли течёт почти кипяток. Однако чуть пониже протекает уже знакомая нам речка Техура, в которой мы вчера купались. В парочке мест на берегу горячая вода из источников перемешивается с холодной водой с гор, создавая небольшие ванны с тёплой водой.

А раз есть река и свободное время, то значит, надо купаться. Не успели мы поплавать даже 10-15 минут, как подъехали ребята, которые ночевали в Чхортску. Они сегодня встали рано и уже успели отмахать 30 километров. Обменявшись впечатлениями, мы оставляем их отмокать в реке и едем дальше. Вокруг всё так же пасторально расстилаются поля, реки и деревни.

Каждый поворот дороги выводит нас на новую живность. В основном, это коровы, куры и свиньи. Но встречаются также индюки, утки и даже купающиеся в грязи буйволы.

Поля сменяются деревнями, деревни полями, а поля снова деревнями. Некоторые деревни выглядят похуже. Покошенные, обшарпанные, разрушающиеся дома.

И даже напоминания о советской власти.

Другие деревни выглядят сильно лучше.

Но это всё равно деревни, о чём услужливо подсказывает скот и его следы на дорогах.

В любом случае, посмотреть есть на что. Только вот погода уж очень жаркая. Сильно парит. В одной из деревень мы очень вовремя натыкаемся на киоск. Привычно затариваемся мороженым и садимся отдохнуть. Вот только нашим планам не суждено сбыться. Возле киоска сидел очень общительный чувак, который уже хорошо поддал. И по-русски он знал с трудом пару слов. Это не мешало ему втирать нам минут 10 что-то на грузинском. Всем вместе и каждому по отдельности, постоянно хватая за руки и ноги. В какой-то момент ему пришла в голову новая мысль и он исчез в киоске. Сначала мы вздохнули с облегчением, однако он быстро выскочил назад с мешком мороженого, вручил его нам и продолжил свою лекцию. День был жаркий, мороженое уже куплено. Так что, пришлось напрячься и съесть ещё по две порции на брата. Когда мы увидели, что мужик снова побежал в киоск, только на  этот раз он покупал хлеб и сосиски, стало ясно, что нам пора в путь. И снова реки, поля деревни, поля, деревни, реки и бесподобные виды вокруг.

Неожиданно начал капать мелкий дождик. Мы одели рюкзаки в дождевые накидки и поехали дальше. Какое-то время дождик просто моросил и моросил. Раздался удар грома - и он превратился в настоящий ливень. Однако нам как раз попался какой-то навес возле дороги. Пол там был завален навозом и игральными картами. Похоже, коровы вечерами играют тут в покер. Но сейчас здесь пусто, так что нам это место как раз подходит переждать дождь. Время уже после обеда, а нормально мы нигде и не обедали, за исключением вышеупомянутого мороженого. Но у меня есть стратегические запасы халвы и сухофруктов, которые я провёз через всю Грузию почти в полной целости и сохранности. Тут мы их всех и прикончили. Пока мы жевали, дождь закончился и снова появилось солнце.

Ещё с пяток километров и мы доехали к последней запланированной на сегодня достопримечательности. Ущелье Гачедили на реке Абаша. В июле 2010 учёные Тбилисского университета обнаружили здесь следы травоядных динозавров, а также аммонитов, морских ежей, брахиоподов и другую древнюю закуску под пиво. В октябре того же года это ущелье было объявлено охраняемой территорией. Но палеонтология нас сейчас интересует не сильно. Нас больше интересует то, что здесь очень красивое, узкое ущелье, заполненное водой. Тут же можно нанять лодочку и мужика с веслом, который провезёт нас по этой красоте. Нас шестеро, так что решили разбиться на группы по 3, чтоб никому не обидно и чтоб велы не лежали без присмотра. Первыми плывём я, Дима и Влад. Ущелье очень узкое. Все стены покрыты зеленью, будь-то мох или какая-то трава или кустарник. Над головой толстая крыша из переплетённых растений. Стены просто сочатся водой. Есть несколько пешеходных участков, где надо переносить лодочку, и есть два водопада. Конечно, лучше всего это увидеть в живую, ну а на крайний случай посмотреть фотографии, чем читать мои корявые описания.

Когда мы вернулись, как раз подъехала и вторая группа. Так что, они тоже успели осмотреть это обалденное место.

Ну а дальше ещё 3 километра спуск по асфальту, и мы в Мартвили. Уже по привычке останавливаемся в центре города, возле полицейской станции и начинаем искать отель. Нам сразу показали на дверь за спиной и сказали, что там отель, только сейчас управляющей нет. Но если надо, ей могут позвонить. Просим позвонить ей, но параллельно продолжаем поиски. В одном из домов на окраине предложили приютить 8 человек - но нас больше. Пришла администраторша отеля. Показала номера. Сказала, что горячая вода есть только в одном номере. В других - почти всех - есть холодная вода. В большинстве номеров есть туалеты. Но опять-таки не во всех. Мы стоит и думаем. Стоит ли на такое соглашаться или ещё поискать. И опять нам помогла полиция. Оказалось, что магазин, в соседней от отеля двери, это не просто магазин. А тоже отель. Там, правда, и душ и туалет в коридоре, зато никому не обидно. Да и комнаты выглядят симпатичнее. Решили заселиться туда.

У всех комнат выход на один длинный балкон. С балкона хорошо видна вечерняя жизнь города. Машины, коровы и местные жители.

А прямо напротив отеля находится какой-то ресторан.Выглядит очень помпезно, с балконом, отделанным деревом. Туда мы и пошли ужинать, заняв весь балкон. Заказали пиво, салат и шашлык. Ну как можно побывать в Грузии и не поесть вкусного шашлыка? Хотели заказать и вина, но оно, по словам хозяина, закончилось. Пиво было холодным и вкусным. Мы выпили за удачное завершение велопохода.

Да, к сожалению завершение. До Кутаиси осталось ещё километров 70. И нам, израильтянам, надо завтра в 12 ночи выехать в сторону Тбилиси. То есть, в теории можно проехать это расстояние, успеть запаковать велы, поесть и успеть на подвозку. Но ведь можно и нет. Да и дальше в основном городские дороги, трафик и сильно меньше природы. Общим консилиумом решили заказать на завтра машину, которая довезёт нас до Тбилиси. А киевляне, у которых самолёт на день позже, завтра ещё покрутятся в окрестностях и поедут своим ходом до Кутаиси. Так что, это последний совместный ужин.

После пива, нам довольно быстро принесли салаты и хлеб. Ими мы и давились пока ждали шашлыки. А ждать их пришлось долго. Минут 30. И вот их вынесли. Точнее вынесли угольки на шампурах. Есть это было невозможно. Позвали хозяина. Увидев угольки он изменился в лице, извинился и ушел. Через пару минут официантка вынесла нам две бутылки чачи и кувшин вина.

Потом вернулся хозяин, ещё долго извинялся и говорил, что повара он уже уволил. И денег за угольки он, ясное дело, не возьмёт. Мы приняли его извинения, но осадочек остался. Ведь шашлыка мы так и не отведали.

Докупили в магазинчике пива и пошли прогуляться по ночному городу.

Потом ещё немного посидели в фойе отеля и с грустью пошли спать. Завтра это уже не отдых, а дорога домой :( Но об этом  я напишу через пару дней.

Все фотографии сегодняшнего дня.

Продолжение

1. Жаль что такие поездки очень быстро пролетают..( Хочу еще!

2. Каньон был хорош, Грузия тоже, но главное то, что подобралась отличная компания, в которой всем было комфортно... ;)

3. Полностью согласен. Компания это 90% отдыха.