суббота, 23 августа 2014 г.

ВелоГрузия 2014, 21/07. Мэли - Ушгули

Мэли - Ушгули, 21/07

Предыдущая часть

По плану, сегодня у нас самый тяжёлый день. Нам предстоит штурм перевала Загар. В самой высокой точке он достигает 2600м. Сейчас мы находимся  на высоте 1200 метров, а наша конечная точка - село Ушгули - на высоте 2200 и на расстоянии 40 километров. То есть, грубо говоря, нам предстоит набрать 1500-2000 тысячи метров за 40 километров.

Погода резко ухудшилась. Дождь начался ещё ночью. Временами он вроде бы прекращался, но потом начинал лить с новой силой. Бегать в туалет во дворе, в тапочках по лужам, было очень освежающе. Учитывая предстоящий подъём, выехали очень рано. В 7:30 первые участники (как ни удивительно - израильтяне :)) уже выехали в путь.

Дорога мокрая и относительно ровная, без особых подъёмов. Время от времени её пересекают потоки воды. Некоторые довольно широкие. Пару первых потоков нам удалось форсировать без проблем. Постепенно нас начинают догонять остальные участники. Километров через 5 наше счастье закончилось. Перед нами сильный поток в пару метров. В теории, можно попробовать и проехать, но есть опасность кувыркнуться в воду. Камней-то не видно. Тоха рискнул и почти переехал. Одну ногу ему пришлось сунуть в воду. Ну а остальные просто переходят пешком. В ботинках теперь хлюпает по полной.

Тут ещё можно пешком

А тут уже никак

С этого момента я, Тоха, Слава, Костя и Влад увеличиваем скорость и открываемся от основной группы. Дорога постепенно идёт на подъём, и мы приближаемся к облакам. С одной стороны от дороги обрыв - там река. С другой - гора стоит стеной. И с этой стены время от времени на дорогу сваливаются мелкие камнепады. Один раз прямо между нами. Ну слава богу всё пролетело мимо.

Часа через два доехали до единственной деревни, которая сегодня будет у нас по дороге. Да и то, эта деревня летняя. Тут никто не живёт круглый год. Только летом тут живут пастухи.  И живёт ли кто-то сейчас, нам даже в Мэли не смогли сказать точно. Деревня находится в стороне от нашей дороги и выглядит не очень обжитой. Над одним домом вроде поднимается дымок. Но точно не видно из-за расстояния и дождя. Подъём постепенно становится всё круче и круче. Ещё пару километров и мы добираемся до минерального источника. На источнике стоит китайская кружка. В смысле, железная кружка с китайскими иероглифами на дне.  Вода со вкусом железа. В том месте, где вода падает на землю, земля вся красная-красная. Вдалеке виднеются остатки санатория, который стоял когда-то в этих местах. Мы делаем небольшой перерыв на то, чтоб отдохнуть и перекусить. Ещё тепловатый хачапури и хлеб с сыром пошли "на ура".

После источника, а может просто после отдыха, подъём становится ещё круче. Из прямой дороги он превращается в серпантин, по которому мы медленно едем. Или, скорее, ползём. Но виды вокруг такие, что это даже не сильно заметно. К сожалению, из-за дождя хороших фоток мало.

Вокруг облака, горы, снег и цветы. Завернув за один из поворотов, мы неожиданно наткнулись на мужика. С кинжалом за поясом. Он тоже любовался видами вокруг. Как он попал сюда, не очень понятно. До ближайшего "населённого" пункта километров 10. Но вид стоит того, чтоб на него смотреть. Это долина, в которую со всех окрестных гор тянутся ледники, а на дне они превращаются в реку.

Ради такого вида пришлось помешать грозному мужику с кинжалом и попросить его сфоткать нас.

Теперь можно ехать дальше. Метров через 500, за очередным поворотом, мы встречаем два поломанных джипа. То есть, в одном меняют пробитое колесо, а второй просто стоит рядом. Похоже, мужик отсюда, и загадку его появления здесь можно считать раскрытой. Дождь слабеет, и дорога неожиданно идёт вниз. Но по гпсу мы ещё не добрались до вершины. Значит, у нас ещё всё впереди.

После непродолжительного спуска дорога сворачивает налево и пересекает очередную речку. Нам удаётся перейти её, не замочив ноги. Хотя это уже не очень важно. Даже не учитывая переправу "вплавь" почти в начале маршрута, за то время, что мы ехали под дождём, ботинки уже насквозь вымокли.

А после речки начинается очередной подъём. Самый крутой и, похоже, последний. Правда, немного не доезжая до его конца, Влад оглянулся назад, увидел горы и облака и потребовал остановку, чтоб он смог сделать фотку в стиле тайм лапс. Пришлось останавливаться и ждать минут 10. Дождь уже совсем закончился, но очень холодно. Одежда мокрая, температура ниже 10 градусов. Гпс говорит, что 7 выше нуля. Пока ждали, я успел выжать оба носка и одеть сухую куртку. Но сильно это не помогло.

Наконец-то тайм лапс закончен, и мы преодолеваем последние метры подъёма.

И вот мы наверху. Облака уже развеялись, и появилось солнце. Жить сразу стало хорошо. Тут же все фотоаппараты появились на свет, и послышались щелчки затворов. А фоткать было что.

Где-то в этот момент нас догнал Дима. Он сказал, что после того, как мы оторвались, он пытался ехать с основной группой, но потом решил, что они едут слишком медленно. Так и замёрзнуть можно. Так что, он решил догнать нас. А так как мы не торопились и делали съёмки по 10-15 минут, то ему это удалось.

Дорога начинает идти вниз. И мы летим по ней. Постепенно мы догоняем 3 пешеходов с рюкзаками. Оказались трое украинцев. Парень, его девушка и мама. Чья мама, я уже не помню. Они тут пешком гуляют с палаткой. Вчера ночевали где-то на перевале, а сегодня идут в Ушгули.

Ещё с перевала мы позвонили Дато, и он сказал, что высылает людей. Где-то в середине спуска мы встретили джип с тремя джигитами. Договорились, что они поедут вниз показывать дорогу, а мы за ними. В принципе, до начала Ушгули вопросов нет. Дорога одна. Возле первой башни остановились собраться.

Село, а точнее, община Ушгули состоит из четырёх деревень. Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. Это самое высокогорное постоянно обитаемое село в Европе. Мы будем ночевать в Чвибиани. Самые старинные здания Ушгули датируются 9-10 веком нашей эры.

От башни хорошо видны крепость на холме и гора Шхара вдали за ней. К сожалению, сегодня она закрыта облаками, но, может, завтра нам повезёт.

Медленно едем за джипом по деревне. Навоза на дорогах ещё больше, чем в Мэли. И деревня выглядит более заброшенной. В одном месте на нас с лаем кинулся кавказец. Когда на тебя лает такая псина, ощущаешь себя не очень спокойно.

Правда, не  все собаки тут такие. Большинство не лает, а подходит и просит пожрать.

Доехали до гестхауза. Это двор из нескольких домов. Нам выделили этаж в одном из них. Комнатки малюсенькие. Всё место занимают 2-4 кровати. Свободного места совсем не остаётся. Так что, в доме сильно не посидишь. Но в принципе, и не за этим мы сюда ехали.

Велы сказали поставить в траве возле забора. Когда мы с Тохой подошли туда, на нас кинулась с лаем собака. Правда, она оказалась на цепи. Мы остановились в нерешительности, после кавказца-то. Но хозяин нас успокоил, говорит, это хаски - она просто радуется компании. Я и Тоха поставили велосипеды рядом с ней, остальные где-то в других местах. Осмотрелись вокруг. Деревня деревней. Туалет - сарайчик с дыркой в полу над речкой. Все дела сразу уплывают. А ведь ниже мы в этой речке, возможно, будем купаться...

Суровые Сванские инструменты
Ну, по крайней мере, душ здесь нормальный. А не так, как вчера, шланг во дворе. Кстати, нас сразу предупредили, чтоб мы не ходили раздетыми по пояс. Очевидно, слухи о нашем вчерашнем купании дошли и сюда :).  Но прежде, чем купаться, мы решили погулять по деревне.

В деревне везде торчат сванские башни. Насколько я знаю, в древности они служили оборонительными сооружениями. При появлении многочисленного врага вся семья заходила в башню и отбивалась оттуда. Так что, башни строились в каждом подворье.

Многие дома построены из чего бог послал. Но большинство из слоённого камня. В некоторых даже крыша покрыта камнями.

Мы также нашли тут этнографический музей. В нем собраны предметы быта той эпохи из частного собрания. Работает практически круглосуточно - когда хозяева дома на месте. Посещение стоит дороже среднего по Грузии - 5 лари.

Зато любой экспонат можно потрогать.

Когда мы вернулись, велосипеда на месте я не обнаружил. Спросил у ребят, и они сказали, что увезли оба вела за угол. Подальше от собаки, а то она уж очень энергично прыгала по нему и пачкала его. Пошёл стирать грязь и смазывать цепь. Оказалось, что собака очень хорошо поигралась с велом. Рога на грипах покусаны до железа, сумка на раме тоже покусана, правда не насквозь. Чейнпротектор на раме исчез. И вел весь в глине. Дали собачке новую игрушку, называется. Хорошо хоть колёса не покусаны.

Зато теперь, когда все дела сделаны, можно расслабиться и снять мокрые ботинки и одежду.

К этому времени как раз подъехали остатки группы. Можно просто пить пиво и балдеть от видов вокруг.

За пивом обсудили сегодняшний день и пришли к выводу, что дождь даже помог нам. Если бы подниматься пришлось под солнцем, то подъём дался бы сложнее.

После пива пошли ужинать. Ужин был без добавок. Пиво стоило относительно дорого. Чача тоже. Видно, что место живёт туристами и отношение к ним уже не как к гостям, а как к клиентам. В предыдущие дни отношение было более душевное.

Одежду мы постирали, но вешать её на улице не хотелось. А вдруг опять дождь. Хрен оно тогда высохнет. Так что, наша комната, да и не только наша, вечером выглядела вот так. Три стены плотно завешены вещами. А на четвёртой ковёр.

Всего проехали за сегодня 38км на 1700-1900 метров подъёма. Было тяжелее, чем в первые дни, но особой усталости всё ещё не чувствуется.
-------------------------
Треки:

Все фотографии этого дня

Продолжение

1. Встреченные двое женщин и парень перед перевалом - были Киевлянами. Парень с матерью и женой. Мы с ними познакомились нагнав на следующий день.
    Они ночевали в почти нежилом селе Цана... Там где над трубой был одинокий дымок.
    Стоимость ночлега 20 лари. Дешевле чем в Ушгули...
    Стоит иметь в виду.
    Вполне достойное место для ночевки.

2. Не уверен что там удобнее ночевать. Дешевле, это да. Но утром выходишь и сразу подъём вообще без разогрева.

3. Вот на подъеме и разогреешься.... ;)