вторник, 11 сентября 2012 г.

Пещера Мальхам

В конце августа я побывал в пещере Мальхам, на берегу Мёртвого моря. Плато Сдом на берегу Мёртвого моря являет собой здоровенный кусок соли немного припорошенный землёй. В этом куске соли существует множество пещер. Больше 100. Правда все они запрещены к посещению из-за опасности обвалов. Именно тут находиться пещера Мальхам.  Это самая большая пещера в Израиле. Её протяжённость более 5.5км. До 2006 года она считалась самой большой соляной пещерой в мире. Пока несколько чехов не разведали проход длиной более 6км в пещере Tri Nahacu Cave в Иране. Однако в Иран в ближайшее время я точно не попаду, так что приходиться довольствоваться тем что есть.

Итак дано - пещера в районе Мёртвого моря. Август. Днём температура свободно доходит до 40 градусов и выше. Пещера запрещена для посещения. Злые пакахим так и норовят словить бедных спелеологов и вручить им штраф. С другой стороны в пещере всегда темно. И стоит хорошая погода. В смысле температура. Вывод прост: мы заходим в пещеру с вечера и выходим тоже с вечера, только уже следующего дня.

Поход назначен на пятницу. Так что в четверг ночью мы собираемся на заправке на Цомет Зохар. Так как ночью свет виден далеко, то план действий таков. Мы подъезжаем к началу подъёма к пещере. Там пассажиры хватают свои и водительские рюкзаки и резво бегут в гору. А водители( в том числе и я) едут на стоянку возле заводов Мёртвого моря. Там мы оставляем машины и совершаем 5-ти километровый марш бросок назад, налегке. Находим в условленном месте наши рюкзаки и тоже лезем сначала в гору а потом в пещеру.

Сталактиты появляются почти сразу после входа

Минут через 10 лазания по пещеры мы доходим до большого зала где встречаемся с остальными. Тут мы будем ночевать. Зал, как и то что я видел до сих пор в пещере, поражает размерами. Это не Харитон с его узкими лазами и залами которые надо проходить в присядку. Сам зал наверное площадью метров 80. Потолки высотой метров 10, чёрные с прожилками соли. И глыба соли высотой метра 2-3 возле одний из стен.

Пассажиры, которые пришли сюда раньше, уже вовсю ужинали. Ужин у нас был для гурманов. Ну а как еще назвать людей которые берут один вид хлеба. Кладут на него сыр, потом колбасу, потом другой вид сыра. А сверху второй вид хлеба. И всё это запивают 3-мя сортами пива. Мы, несмотря на поздний час,  тут же присоединились  к этому празднику живота.

А заморив червячка можно идти спать. Спать в пещере мне очень понравилось. Полная тишина. Полная темнота. Не меняющаяся температура. Я давно так не хорошо не высыпался.

Утром, плотно позавтракав, мы идём лазить по пещере.

Сразу на выходе из зала висят пару сталактитов.

В одном из углов аккуратно сложенны обломки другого.

Соляные стены

И снова сталактиты. Уже подлиннее.

Под ними видны наросты будущих сталагмитов

А вот и один из выросших.

Проходы в пещере завалены камнями всех размеров и форма. Мы карабкаемся по ним то вверх, то вниз. То вправо то влево. Во многих местах нас встречают сталактиты.

Кое где надо лезть и под камнями. Привет Харитон!

В какой то момент мы доходим до камня на котором явно видны следы человека. Интересно это что то древнее или кому то было очень скучно?

И вот мы доползли до нашей первой цели. Колодец который выходит наверх, на плато. Температура в колодце заметно выше. Метрах в 4-5 над нами видно отверстие в стене. Правда залезть туда не получилось. Слишком сыпучая стена под ним. Да и верёвки нет чтоб спуститься потом вниз.

Один из колодцев пещеры Мальхам.

С обалденно красивыми стенами

Мы продолжаем наш путь по соляным коридорам в сторону "зала скульптур".

Зал скульптур оказался сильно разрушенным :(. Но всё равно впечатляет

Возле одной из стенок в этом зале мы нашли закопанную заначку. В заначке была газия с запасным балоном, пара кастрюль,тарелки, ложки-вилки, мусорные мешки, запасы крупы и консервов. И пластиковая бутылка с чем то алкогольным. С очень приятным запахом.

Не пей, козлёночком станешь!
Закопав заначку назад, мы двинулись дальше.

А дальше у нас был удивительный по красоте зал в котором весь потолок зарос сталактитами.

После зала сталактитов мы полезли искать летучих мышей в проходах над нашими головами. Летучие мыши решили что толпа в 10 человек это не для них, так что их мы не нашли. Зато нашли камень. Совершенно ровный и покрытый толстым слоем мелкой пыли. По нему можно было кататься как на детской горке :)

После катания на камне мы разделились. Часть людей полезла в другой проход, искать летучих мышей там. А часть осталась посидеть и просто полюбоваться вокруг.

В какой то момент мы выключили фонари и остались сидеть в полной темноте. Тут начались они - глюки. Я это заметил еще когда мы спали. Если смотреть с открытыми глазами в полную темноту где ничего не видно, то мозг в какой то момент начинает что то придумывать. С начала это какие то редкие вспышки  света. Потом они становятся чаще и в них появляются цвета. Начинаешь видет какие то силуэты и даже движение. Очень прикольно.

Вернувшись, группа искателей летучих мышей рассказала что мышей они не встретили. Зато они нашли еще один колодец наружу. К сожалению лаз в него был обрушен так что не пролезешь.

Следующая часть нашей программы это "снежная" река. Это узкой проход по которому течёт вода во время редких местных дождей. Однако в стенах и дне тут столько соли что вода не в состоянии её растворить и как результат на дне образуются мелкие кусочки соли.

Сам проход очень узкий и извилистый. В некоторых местах приходиться пролазить между прикольных ножей из соли.

В принципе чтоб пролезть до конца лаза (а он заканчивается тупиком) надо ползти полтора-два часа. Но у нас нет такой цели. Так что поползав там минут 15-20 мы развернулись и решили закончить исследования.

Вернувшись в зал где ночёвки мы отдохнули и снова перекусили. Время было 7 вечера. Посовещавшись, было решено что уже достаточно поздно и водители могут идти за машинам. А все остальные могут спокойно выходит через час после нас.

Когда мы(водители) вышли наружу уже смеркалось. По нам сразу ударил горячий воздух.

Над Мёртвым морем висела полная луна.

Пока мы спустились с горы стало совсем темно и у меня даже получилось сфоткать луну во всей её красе. Даже своей мыльницей.

Мы не торопясь побрели в сторону заводов.По дороге я заметил вот такой вот цветочек на обочине и сфотографировал его тоже.

Добравшись до машин мы переоделись и вернулись подобрать наших пассажиров. На сегодня поход закончен.

ПС: Так как вход в пещеру запрещён и карается штрафом, то хочу сказать: Всё что здесь описано не происходили на самом деле а было придумано мной. А фотки были найдены на просторах интернета.