вторник, 17 апреля 2012 г.

Монастырь Мар Саба

Я давно слышал про этот монастырь и возможность попасть в него на велосипеде. Правда это не так просто. Сам монастырь находиться на территории Палестинской Автономии. На такой территории где палестинцами и не пахнет, а единственные  жители это бедуины. Да и их не слишком много. Но тем не менее. Всё таки это территории и ехать туда желательно группой.

И вот неожиданно Игорь, подбиваемый Йоником, объявил маршрут в Мар Сабу. На 31 марта. Однако как неожиданно оказалось, 30 марта у арабов день земли. Так что маршрут был перенесён на две недели, во избежание неожиданностей.

Монастырь Мар Саба, или по русски Лавра Саввы Освященного, это православный греческой монастырь. Он был основан где то в 5-ом веке. И встроен прямо в склон ущелья Кедрон.

Мар Саба.

Итак, 14 числа - шабат, я встаю рано утром и еду на место встречи. В Маале Адумим. Такая небольшая деревенька возле Иерусалима. Обычно Игорь организует маршруты по шиши, но так как монастырь закрыт для посещения по пятницам, в этот раз мы едем в субботу.

Уже на подъездах к Иерусалиму я начинаю чувствовать голод. Я подозревал что так оно и будет когда выезжал из дому, но ничего с этим поделать не мог. Дома еды нет. Но я предположил что смогу решить эту проблему стандартно - заскочить на заправку и купить там какой нибудь сандвич. В Израиле есть очень удобная вещь - 24 часовые магазины на большинстве заправок. Но оказалось что всё не так просто. На первой заправке на которую я заехал не было магазина. На второй магазин был. Правда маленький, маленький. Метр на два.  Я радостный зашёл в него и улыбка сползла с моего лица. В том месте где обычно лежат сандвичи было пусто. Я спросил продавца что случилось с сандвичами. Он объяснил что песах то кончился всего то вчера. И сандвичи еще не завезли. Для не местных пояснение - песах это местная пасха. Только вместо того чтоб раскрашивать яйца евреи запрещают продавать продукты в которых есть дрожжи. То есть хлеб и пиво. В принципе дела не так плохи как кажется. Пиво и хлеб не продают только те магазины которым важен кашрут - то есть религиозные покупатели. А те которым он не нужен - не напрягаются на эту тему. Так что даже на песах в Израиле не засохнешь. Но некоторые неудобства это доставляет. Как например отсутствие нормальных сандвичей на заправках. Ладно, думаю, хрен с вами дорогая редакция, будем искать дальше. Хотя до Маале Адумим уже совсем близко. И вот, как мне показалось, удача. Прямо перед въездом в Маале Адумим вижу указатель на заправку. Еще 500 метров. Я заехал в Маале Адумим. Я сделал в нём круга два пока не нашёл эту занюханную заправку на задворках. Ясное дело на заправке не было магазина. Так что я грустный поехал на место встречи.

Но неожиданно я понял что еще не всё потерянно. Ведь маршрут у нас не кольцевой. Мы начинаем в Маале Адумим и заканчиваем в Альмоге. А логистика у нас такая. Водители спускают все машины на Альмог а потом я поднимаю всех водителей назад в Маале Адумим. А Альмоге есть заправка. Причём там заправку держат арабы! Которым пофиг на еврейских песах. И магазин там точно есть. Не буду держать всех в нетерпении. На заправке в Альмоге я смог наконец то купить два бурекаса и съев их я почувствовал себя человеком.

К7:30 мы уже расставили машины и готовы выезжать на маршрут. Вот такая компания из 13 паломников.
Компания паломников
Наш маршрут начинаться по асфальтовому подъёму из Маале Адумим в сторону поселения Кейдар.

Ворота Кейдар

Прямо перед забором Кейдара мы поворачиваем на джиповку которая уносит нас в зелёную пустыню с непередаваемыми пейзажами.

Пустыня зеленеет

Везде где только можно

А мы продолжаем наш спуск.

Вокруг полно травы и цветов
После одного из подъёмов мы останавливаемся на холме с видом на Маалее Адумим и ждём последних. Когда все собрались мы , вопреки обычному, поехали по джиповке вниз а не вверх. Всё таки специфика маршрута (Иерусалим - Мётрвое море) сказывается на профиле высот.

За спиной - Маале Адуми.

А мы едем вниз, в сторону бедуинских хибарок.

А вокруг красота

Непрерывная.

Дорога извивается между зелёных холмов (это в пустыне!)

За очередным поворотом мы въехали в бедуинское "поселение". Два сарая, стадо овец и пара собак пасущих их. Собаки подбегают к дороге и начинают лаять для проформы. Но если одна из них уже взрослая псина, то вторая еще совсем молодой щенок. Видно как его носит из стороны в сторону когда он бегает. Он храбро выбегает на дорогу, лает разок и тут же шмыгает в кусты от страха. Я засмотрелся на него на столько что забыл смотреть куда я еду. Переднее колесо занесло и пришлось совершать аварийное приземление. Теперь в моих шортах есть пару дополнительных дырок для вентиляции.

За очередным поворотом появляются овцы.
Следующая достопримечательность это скит возле дороги.

Осмотрев скит (в котором ничего не было) и сфотографировавшись на его фоне мы продолжили наше путешествие.

Всё дальше и ниже

И вот мы доехали до речки Кедрон. Река Кедрон это не то место где стоит купаться или вообще как либо касаться воды. Это одна из самых загрязнённых рек в Израиле. Почти вся канализация из арабских районов западного Иерусалима сбрасывается в эту реку без или почти без всякой очистки. Так что вид и запах у речки не самые приятные.

Ждём отставших.

Река Кедрон

Прямо перед нами мост через реку. Так что в данный момент у нас есть два выбора. Ехать по правому берегу реки или по левому. Йони говорит что надо ехать по правому, несмотря что нормальная дорога идёт по левому берегу а по правому идёт какая то малозаметная тропинка. Ну он тут уже был, так что мы ему верим. Постепенно тропинка становиться совсем не проезжаемой и приходиться идти пешком. А в это время на другом берегу идёт великолепная джиповка. Но Йони настаивает что мы на правильном пути и мы всё поймём в конце.

Дорожка вдоль Кедрона

Даже идти в некоторых местах сложно

А вокруг красота

И снова скиты.

Пока мы продираемся с велами на плечах по козьим тропкам вдоль Кедрона, Мишаня рассказывает что в древние времена в этих скитах жили отшельники. Но очевидно в связи загрязнением Кедрона они постепенно вымерли. Хотя они не ушли бесследно. Их след это эти скиты и научный трактат о том как кастрировать самого себя в условиях отшельничества. Странными людьми были эти отшельники.

А напротив у нас еще одна бедуинская деревня.

Редкое дерево в пустыне сразу привлекает внимание.

"Ну а мы уже почти добрались до дороги на монастырь", в конце концов признаётся Йони. Нам надо всего лишь обогнуть вооооон ту горку. И мы уходим вправо от ручья и начинаем лезть на гору.

Поворот направо

И вверх.

Ну а там уже снова можно ехать на велосипеде.
А метров через 200 мы выходим на широкую джиповку. Отсюда открывается обалденный вид на ущелье Кедрон.

Ущелье Кедрон
Нетерпеливые поехали дальше.

Нетерпеливые поехали дальше а мы стоим, ждём всех и любуемся видами. На площадке стоит каменный столб. Йони говорит что этот столб обозначает границу монастырской земли и что раньше на нём был крест. Но крест похоже позаимствовали бедуины на метал.

Заодно Йони раскалываться почему мы лезли через правый берег вместо того чтоб ехать как белые люди по левому. Оказывается нормального моста через реку тут нет. Но переброшена железная рельса. По которой можно пройти на высоте 3 метров над рекой держа в руках велик. Но Йоника пробивает холодный пот каждый раз когда он это делает. Так что он повёл нас другой дорогой. Жаль что он не сказал этого раньше. Но с другой стороны, учитывая размеры Йони, возражать ему сложно.

Тут был крест
А виды, виды вокруг...

Виды просто притягивают к себе

Мы продолжаем путь по краю ущелья и неожиданно за очередным поворотом перед нами предстаёт сам монастырь.

Вдоль ущелья

Это похоже на скит класа люкс.

Монастырь Мар Саба
Это зрелище не может никого оставить равнодушным. И мы все, дружно побросав велосипеды, начинаем фотографировать монастырь и друг друга.

Вдали появились представители местных жителей. Заметив их мы срочно вернулись к брошенным велосипедам.

Подбежав к нам дети сразу начали требовать денег, еды и наши велосипеды. При этом воняет от них ужасно. Хотя если бы единственным местом где можно купаться был бы Кедрон то от меня бы наверное воняло не меньше.

Представители местных жителей

Ну а мы крепко держа кошельки и сумки поехали в сторону монастыря.

Паркуемся на стоянке.
Правда в монастыре нас ждал облом. Как оказалось у них сегодня какой то важный пост перед пасхой и заходить во внутрь нельзя. Так что зря мы все тащили с собой штаны (в монастырь в шортах не пускают). А я ведь только ради штанов прикрутил багажник :(. Ну да ладно, зато можно любоваться видами вокруг.

Сторож
В какой то момент сторож смилостивился над нами и разрешил войти на метр в монастырь и делать пару фоток.

Ну а мы и снаружи время не теряли. У Лёни сегодня день рождения. Так что для начала мы распили бутылочку коньяка 777.

А потом монахи выставили нам здоровенный чайник со очень вкусным холодным клюквенным чаем.

После того как чай стал подходить к концу а закуска в виде цитрусовых, печенек и сухофруктов закончилась мы поехали дальше. Хотя поехали это сильно сказано. Нам предстоит спуск по ступенькам на самое дно ущелья а потом подъём с другой стороны. Однако пока мы идём можно любоваться новыми ракурсами монастыря и самого ущелья.

В какой то момент Мишаня и Игорь похоже прониклись атмосферой духовности и решили благословить нас всех.

Благословение от Мишани и Игоря
А Мишаня заодно решил и помолиться.

Внизу виднеется мостик. Нам туда.

Первые уже достигли дна

Новый ракурс на Мар Сабу
Вправо и влево простирается ущелье.

Мишане похоже молитва не помогла и он отдыхает.

Мост пройден. Теперь осталось только подняться наверх

Ну еще чуть чуть....
И вот мы наверху. Отсюда монастырь виден во всей его красе.

Пока мы собираемся, к нам подъезжает еще одно стадо овец во главе с пастухом. С помощью жестов и пары слов на иврите мы обсудили с ним местную жизнь и преимущества велосипедов и ишаков как транспортных средств.

Тем временем все подтянулись и пришло время для групповухи.

Где то там за нашими широкими спинами стоит монастырь.
Мы продолжаем наш путь. Вокруг расстилаются бесподобные пустынные пейзажи. А мы катимся вниз.

Еще километров 5 и мы выезжаем на асфальт. Тут уже можно разогнаться. И мы разгоняемся аж до Наби Муса.

Асфальтовая дорога

Верблюды

Наби Муса

И кладбище рядом с Наби Муса.

Некоторые верят что именно здесь похоронен Моисей (Муса по арабски). А из более близкой истории - здесь снимались некоторые сцены из фильма Рамбо.

От Наби Муса нам остаётся совсем ничего. 3-4 километра по текучему синглу с обалденными видами.

Вон там - первый квиш
А впереди уже виден Альмог.

Еще нет и 12 а мы уже на стоянке возле машин. Тут можно попить холодную колу, покататься на верблюде или купить себе глиняный горшок.

Пока мы собирались к нам подошел арабчонок и начал предлагать купить у него духи. Любой фирмы. Почти бесплатно. Он начал с 2 за 100. Но увидев что мы не реагируем довольно быстро скинул цену до 3 за 50. В конце концов он всучил свою продукцию Игорю по 3 за 40.

Ну а собравшись мы отправились в Маале Адумим где посидели на балконе у Саши и отметили удачный маршрут.